История дацана

1898

МОДЕЛЬ ДАЦАНА (1898-1914)
Несмотря на то, что буддизм традиционно является одной из основных религий Забайкалья, своего дацана в Чите его последователи не имели никогда. Правда, в 1898- 1899 годах в центре города на территории сада им. Жуковского (ныне парк Окружного Дома Офицеров Российской Армии) на деньги бурят-буддистов, которые выделили 60 тысяч рублей, был построен молитвенный дуган и сохранившаяся до сих пор парковая ограда. Но официально он считался лишь выставочным павильоном краеведческого музея, выстроенным в форме дугана. Проект этой модели подготовили ламы Гусиноозерского дацана, учтя особенности традиционной буддийской архитектуры.

Открытие модели в 1899 году местные власти приурочили к началу сельскохозяйственной и промышленной выставки. Необходимость же появления в Чите такого объекта как модель дацана была связана, по словам первого директора Читинского краеведческого музея А.К. Кузнецова, «просветительскими и научными целями, особым территориальным положением области».

В дугане разместилась музейная коллекция, долгое время считавшаяся, как отмечал Алексей Кузнецов, «богатейшим хранилищем по буддийскому культу не только в России, но и в остальном цивилизованном мире» . Однако, согласно распоряжению забайкальского генерал-губернатора Е.О. Мациевского, культовые обряды, несмотря на просьбы верующих-буддистов, в дугане не проводились даже по большим праздникам. Правда, существует и другая точка зрения, согласно которой «с 15 августа по 15 сентября 1899 года (то есть в дни работы сельскохозяйственной и промышленной выставки – прим. авт.) в дацане курились благовония, горели светильники, возносились молитвы, верующие буряты приносили хадаки, сладости, подносили деньги» . Однако, как видно из приведенной цитаты, культовые действия если и совершались в дугане, то лишь в течение одного месяца, на протяжении же всех последующих лет дуган выполнял функции выставочного павильона. Достоверных данных о проведение здесь молитвенных хуралов пока не обнаружено.

 Читинский дацан Дамба Брайбунлинг

Кузнецов Алексей Кириллович

1899

23 марта 1899 года генерал - губернатор Забайкальской области Е.О.Мациевский под писал документы , разрешающие буддийскому духовенству во главе с Бандидо-Хамбо лама Чойзоном Ирелтуевым и руководству Читинского Географического общества в лице А.К. Кузнецова строительство в городе Чите музея-дацана буддийских культов. Открытие состоялось 15 августа 1899 года. Производил неизглядимиое впечатление своим обликом, местом расположения–в центре города на улице Большой в парке имени Жуковского(ны не Одора) , обрамленный красивой чугунной оградой на белокаменной основе.


1914

В ночь с 14 на 15 января 1914 года здание дугана сгорело при так до конца и невыясненных обстоятельствах.


2000

В 2000 году Читинской региональной общественной организацией бурят, проживающих вне автономных образований (председатель Намжил Цыбиков) и городской буддийской общиной «Чакра» (председатель Чимита Санжижамсуева) было выдвинуто предложение о строительстве в Чите дацана. Эту идею поддержали Глава Администрации Читинской области Равиль Гениатулин, Дид Хамбо лама по Читинской области и Агинскому Бурятскому авто-номному округу Цырен лама Дондукбаев.

 Читинский дацан Дамба Брайбунлинг

Мациевский Евгений Осипович

2001

У всех, кто 26 мая 2001 года, пришел на молебен по освящению земли, на которой будет возведен в Чите буддийский дацан, была своя дорога к храму.
Неделей раньше на пустыре возле областного диагностического центра, по инициативе Читинского региональной общественной организации бурят, проживающих вне автономий, был проведен субботник по очистке территории будущего буддийского комплекса, в котором активное участие приняли не только буряты, но, и многочисленные приверженцы буддизма других национальностей, проживающие в столице Забайкалья и в близлежащих населенных пунктах.
Освящение места строительства дацана тогда провели настоятели и ламы дацанов Забайкалья: Агинского - Бадма лама, Цыбенжаб лама, Гунэйского - Биликжаб лама, Угданского - Тумэн лама, Баир лама, Узонского - Баир лама, во главе с Дид Хамбо ламой по Читинской области Цырен ламой. Также участие принял Доном-багша, преподаватель философии и восточной медицины Агинского Буддийского, тогда еще института, а ныне академии.
Главный архитектор проектов МУ «Читагорпроект» Мункожаргал Дылгыржапов ознакомил собравшихся с проектом будущего комплекса дацана. Вся необходимая проектно-сметная документация, технические условия были подготовлены им в благотворительном порядке.
Субботник и освящение места строительства дацана прошли под знаком покаяния, идеалами ДОБРА, Справедливости, Дружбы и Братства.


2002

12 июня 2002 года в День России - в Чите по улице Журавлева, 8 по просьбе буддистов, с согласия городских властей и по решению Буддистской традиционной Сангхи России было открыто Представительство Агинского дацана, который возглавил Баир лама Цымпилов.
Многогранная деятельность предста-вительства по приобщению широких слоев населения к мировоззрению буддизма по достоинству была оценена официальными буддийскими деятелями Монголии, Непала.
Большая популярность и плодотворная деятельность представительства Агинского дацана в Чите, ставшего духовным и культурным центром верующих, сторонников буддизма, еще раз убедило в нужности строительства буддийского дацана в столице Забайкальского края, что окажет огромное влияние на обретение людьми веры, душевной силы, уверенности в себе и делах, развитие самосознания и нравственное совершенствование наших современников и потомков.
В начале лета 2002 года был заложен первый камень в строительство здания Читинского дацана по адресу: улица Богомягкова, 72.
Строительство дацана первоначально осуществлялось на пожертвования забайкальцев, приверженцев буддийской религии, на спонсорскую помощь предприятий, организаций, коммерческих структур.


2006

В апреле 2006 года Глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо Хамбо Лама Дамба Аюшеев назначил Баир ламу настоятелем Читинского дацана, и в этом же году было дано имя Читинскому дацану – «Дамба Брайбунлинг». Смысл его таков: Дамба – вера, брай (брэй)– рис, бун – собранный, линг – место. Если говорить образно, то, когда, например, сажаете зерно, всходит много колосьев, т.е. это место, где собраны все святое, чистый рис Веры, очищенный от плевел. Место, где люди приобщаются к учению Будды в чистом виде.